От
ShamaN
Гармония - есть «золотая середина». Это такое стояние системы, когда нечего убавить (так как в ней нет избытка) и ничего нельзя прибавить (так как в ней нет недостатка). Аристотель
Акваскейп или аквапейзаж, если рассматривать его с точки зрения современного искусства (а мое ежедневное исследование, если так можно сказать, этой темы позволяет уже так говорить ), так вот аквапейзаж сегодня – это новый вид искусства, который формируется на наших глазах. И сегодня, в ходе этого доклада, я хочу попробовать внести в довольно увесистый уже багаж аквадизайн-терминов новый термин. Временно только для удобоваримости сегодняшнего материала. Это слово, а точнее словосочетание – «Палитра акваскейпа». Палитра акваскейпа - это такой собирательный образ для композиционных и живописных средств, доступных аквадизайнеру.
Итак, имея в виду акваскейп, мы подразумеваем создание гармоничного подводного пейзажа. Именно гармоничного. И именно пейзажа. Пейзажа-имитацию типично наземного пейзажа в стиле Природного аквариума или «пейзажа -образ» / «пейзажа-символа» для более свободного стиля («джунгли» например). Почему именно эти два понятия – пейзаж и гармония? Спросите вы, отвечаю: задача, которая ставится перед акваскейпом – это создание атмосферы гармонии в этом водном арт-объекте, трансляция этой гармонии в среду, в интерьер. Для этого люди делают, заказывают и покупают акваскейп, для ЭТОГО, т.е. для позитивного диалога с Природой. Для вдохновения, для отдохновения, для визуальных, быстрых ответов непосредственно самой Природы на вызов и бесконечные вопросы нашего, зачастую, дисгармоничного мира. (Напомню, что в действительности слово «гармоничный» в качестве дополнительной смысловой приставки можно добавить далеко не к каждому виду визуального искусства. Дисгармоничны, например, постмодернизм (соц-арт, инстилляции, некоторые течения поп-арта). Но для аквариумного, подводного пейзажа такое его свойство как гармония- самое важное.
Итак, в «Палитру» акваскейпа я «помещаю» некоторые приемы из традиционной живописи и важные средства композиции. Без композиционных приемов не создать иллюзию пространства, без живописных средств не вдохнуть в эту иллюзию жизнь:
Целостность, типизация, контраст, подчинение; масштаб, линия и связанную с ней линейную перспективу и цвет и связанные с ним тоновую и цветовую перспективы
Задумывая композицию подводного пейзажа автору хорошо иметь в голове четкий план того, что именно он хочет изобразить. Я не говорю об эскизах, делать или не делать линейные или живописные эскизы будущего пейзажа - это дело привычки или практики. Я говорю о мыслеобразе, который есть «готовая картинка в голове», начиная от идеи и заканчивая характерными отдельными фрагментами. Двигаться мыслью от общего – к частному и от частного – опять к общему. Так можно описать подход к созданию любого произведения искусства. Итак, первое средство композиции – целостность. Добиваться целостности, создать неделимую композицию, определить место для четкого центра внимания и подчинить этому центру второстепенные элементы – это первая задача. Все близкое, подобное должно либо объединяться в единое пятно или силуэт, либо резко индивидуализироваться (это второй закон композиции – закон типизации).
Объединение подобного в большие массы. На фото правая группа составлена из роталы грин и микрантемума, левая – из ротала грин + людвигия сп +лимнофила.
Близкие по форме и цвету листья длинностебельных растений, использующихся в подводном пейзаже в качестве кроноиммитирующих например, можно и нужно объединять в большие массы. Это даст богатый фактурный замес, во-первых. Нельзя дробить композицию пейзажа одинаковыми по размеру пятнами, паузами. Ничто в композиции не должно повторяться. Повторы форм (но с разными цезурами, т.е. промежутками) уместны только для создания ритмичного декоративного строя голландского аквариума. При создании пейзажа любых повторов следует избегать. Целостность связана с другим средством композиции - Соподчиненностью и достигается при условии соблюдения четкого подчинения второстепенных элементов главным объектам. Это очень важная деталь. Не перегрузить подводную композицию сложно, так как всегда есть искушение использовать большее число видов растений, элементов декора, но! надо всегда держать в голове главную идею, подчеркивать ее, развивать и подчинять ей второстепенные элементы и… свой азарт. [/size]
Выразительный пейзаж выполнен при помощи яркого контраста темных, имитирующих еловые заросли элементов из мха и светлого ковра из гемиантуса «куба». Маяка речная контрастными мазками живописно рисует свет в этом пейзаже. Работа, занявшая 12 место на IAPLC в 2008 году, ее автор iWeerayut Soemphornphoemsuk из Таиланда, композиция называется "Narnia in Summertime"./i
Закон контрастов. Контрасты - это выразительность пейзажа. Это противоположности их жизнь и взаимопроникновение. Светлое-темное, большое и малое, объем и плоскость, теплое и холодное т.е. любые диаметральные диалоги, которые делают ваш пейзаж выразительным.
Ровный задний план из однотонного элеохариса противопоставлен объемной скале
Линия. Что такое линия в пейзаже? В любом - наземном или подводном. Линия – это и силуэт композиции, т.е. ее форма, а так же и внутренние линии т.е. коряг, камней, дорожек. Форма пейзажа, т.е. его силуэт - это то, что «читает» глаз в первую очередь. Красивой линией можно подчеркнуть пейзаж, а можно вывернуть объем, расчленить и разрушить его. С линией связано такое средство создания объема как линейная перспектива. Линейная перспектива – это закономерное изменение масштабов изображения разноплановых объектов. Если автору удается воспроизвести легко читаемую разницу масштабов для объектов пейзажа (коряги, камни), то задача передачи пространства будет решена. Уменьшение размеров удаляющихся предметов – первый признак линейной перспективы.
Горизонтальные ветки, имитирующие корни деревьев удаляясь от зрителя, уменьшаются, уводя взгляд в глубину.
Но вот в этом пейзаже практически нет признаков линейной перспективы, но наш глаз догадывается о наличии пространства (листья папоротника частично перекрывают растущее за ним и, следовательно, наш мозг принимает, что эти объекты разнесены в пространстве)
Листья папоротника на коряге частично перекрывают растущее за ним светло-зеленое "облако" - предметы разнесены в пространстве.
Нет признаков линейной перспективы и в этих работах. И все же пространство в них ощущается Оно передается за счет разноплановости композиции, четкого обозначение переднего, второго и заднего планов.
Передний план выполнен из крупнофактурной, фотосинтезирующей риччии, которая наличием контрастных пузырьков создает эффект приближения, более светлые дали перемежаются с пропорционально уменьшающимися макушками гор, что еще более подчеркивает перспективу. 13 место на конкурсе IAPLC 2008
Здесь пространственное решение найдено и за счет удачного линейного рисунка. Так как тропинка, дорожка, уводящая взгляд зрителя может считаться линией линейной перспективы, обозначающей пространство.
Дорожки-тропинки - линии перспективы. Уводят взгляд зрителя, обозначают пространство
Работая с масштабом, можно преувеличить и даже исказить пространство.
Преувеличение масштабов предметов переднего плана: огромные камни словно выпячиваются на зрителя, отодвигая пространство за ними.
здесь явно преувеличены масштабы предметов переднего плана - огромные камни словно выпячиваются на зрителя, как будто он находится вплотную к ним, наблюдая за развивающимся пейзажем из-за огромных валунов. Получившийся контраст по отношению к заднему плану чрезмерен, но задача выполнена– пространство читается.) Вообще, пейзаж покажется нам более пространственным тогда, когда мы включаем в композицию максимально разные по масштабу объекты для переднего, среднего и заднего планов и когда эти масштабные изменения легко читаемы на примере удаляющихся подобных элементов. Пример – работа, занявшая 9 место в 2008году (Yuji Yoshinaga), где пропорциональное уменьшение подобных коряг-"деревьев" и камней структурируют и раздвигают пространство.
Завершая разговор, я бы хотела подчеркнуть одну важную, по-моему мнению, вещь. Не стоит забывать, что настоящий Aquascap или аквапейзаж – это живой объект, несомненно имеющий художественную ценность, созданный и поддерживаемый человеком, но главная-то хитрость в том, что автор этого живого пейзажа находится как бы на втором плане, его эго не давлеет над творением, - главное действующее лицо здесь есть и будет Природа - растения, рыбы, креветки, мхи.... Используя наработанный опыт и приемы, которые человечество накопило относительно живописных систем, акваскейпер может и должен совместить живопись и эти живые краски и создать живописный и, самое главное, гармоничный подводный пейзаж. А уж как этот пейзаж работает в жилище человека - мы знаем. Оторваться от созерцания потрясающего живого, светящегося и излучающего гармонию и красоту объекта, просто невозможно.
Наталья Романович а.к.а. nata_boa, nataboa.blogspot.com
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти